Пятница, 03.05.2024, 22:54
Главная Регистрация RSS
Приветствую Вас, Гость
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Погода в Аракани

 

Закон РД "Об ответственности родителей за воспитание и обучение детей"

 

 

Памятка для родителей

 

1. Старайтесь говорить со своим ребенком открыто и откровенно на самые деликатные темы.
2. Принимайте ребенка таким, какой он есть, — со всеми достоинствами и недостатками. 
3. Проявляйте ласку к своим детям, демонстрируйте им свою любовь.
4. Чаще хвалите и поощряйте ребенка. Ребенок должен чувствовать Вашу поддержку и одобрение, когда добивается успехов.
5. Опирайтесь на лучшее в ребенке, верьте в его возможности.
6. Стремитесь понять своего ребенка, загляните в его мысли и чувства; почаще ставьте себя на его место.
7. Создайте условия для успеха ребенка; дайте ему возможность почувствовать себя сильным, умелым, удачливым.
8. Не пытайтесь реализовывать в ребенке свои несбывшиеся мечты и желания.
9. Помните, что воспитывают не слова, а личный пример.
10. Не сравнивайте своего ребенка с другими детьми, особенно не ставьте их в пример. Помните, что каждый ребенок неповторим и уникален.
11. Не рассчитывайте на то, что ребенок вырастет таким, как вы хотите.
12. Давайте больше самостоятельности в домашних делах, поручите обязательную работу по дому, спрашивайте за ее выполнение как со взрослого.
13. Будьте особенно внимательны и наблюдательны, обращайте внимание на любые изменения в поведение своего ребенка.
14. Помните, что ответственность за воспитание ребенка несете именно вы.

 

Рекомендации психолога родителям

 

1. Воодушевите ребенка на рассказ о своих школьных делах.
2. Не ограничивайте свой интерес обычным вопросом типа: «Как прошел твой день в школе?». Каждую неделю выбирайте время, свободное от домашних дел, и внимательно беседуйте с ребенком о школе. Запоминайте отдельные имена, события и детали, о которых ребенок вам сообщает, используйте их в дальнейшем для того, чтобы начинать подобные беседы о школе.
3. Без колебаний побеседуйте с учителем, если вы чувствуете, что не знаете о школьной жизни вашего ребенка или его проблемах, связанных со школой, или о взаимосвязи его школьных и домашних проблем. 
4. Не связывайте оценки за успеваемость ребенка со своей системой наказаний и поощрений.
5. Ваш ребенок должен оценивать свою хорошую успеваемость как награду, а неуспеваемость – как наказание. Если у ребенка учеба идет хорошо, проявляйте чаще свою радость. Выражайте озабоченность, если у ребенка не все хорошо в школе. Постарайтесь насколько возможно, не устанавливать наказаний и поощрений, они могут привести к эмоциональным проблемам.
6. Помогайте ребенку выполнять домашние задания, но не делайте их сами. Продемонстрируйте интерес к этим заданиям. Если ребенок обращается к вам с вопросами, связанными с домашними заданиями, помогите ему найти ответы самостоятельно, а не подсказывайте их.
7. Помогите ребенку почувствовать интерес к тому, что преподают в школе. 

8. Выясните, что вообще интересует вашего ребенка, а затем установите связь между его интересами и предметами, изучаемыми в школе. Например, любовь ребенка к фильмам можно превратить в стремление читать книги, подарив книгу, по которой поставлен фильм. Ищите любые возможности, чтобы ребенок мог применить свои знания, полученные в школе, в домашней деятельности. Например, поручите ему рассчитать необходимое количество продуктов для приготовления пищи или необходимое количество краски, чтобы покрасить определенную поверхность.
9. Особенные усилия прилагайте для того, чтобы поддержать спокойную и стабильную атмосферу в доме, когда в жизни ребенка происходят изменения. Старайтесь избежать больших изменений или нарушений в домашней атмосфере. Спокойствие домашней жизни поможет ребенку более эффективно решать проблемы в школе.

 

Школьная усталость

 

Согласно санитарным нормам, разработанным медиками НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков, у пятиклассников при 5 учебных днях должно быть не больше 28 уроков, у шестиклассников — 29, а при шестидневке — максимум 32. На подготовку домашних заданий детям 11-12 лет отводится 2,5-3 часа, а на сон — 10 часов в сутки.
    На деле же учащиеся гимназий и лицеев этого возраста отсиживают по 8 уроков в школе и примерно 4 часа проводят над тетрадками дома. При этом на сон у них остается меньше 8 часов. А ученики старших классов нередко занимаются по 16 часов, а спят всего по шесть. Неудивительно, что питомцы престижных школ в первую очередь становятся жертвами школьной усталости. 

 Впрочем, те ребята, у которых учебные нагрузки не столь высоки, тоже тяжело переживают третью четверть. Им не хватает сил для преодоления бесконечной вереницы «рабочих» дней. Ситуация усугубляется сбоем сезонных биоритмов организма. Это приводит к повышенной утомляемости, снижению работоспособности и ослаблению иммунитета. К тому же детям элементарно не хватает солнышка (его бодрящее действие на нервную систему трудно переоценить), да и дефицит витаминов дает о себе знать. 
  Чтобы школьники легче пережили этот трудный учебный период, врачи-гигиенисты разработали следующие рекомендации. 
   Ребенок должен выпивать 2-2,5 л жидкости в день. В течение учебного дня большинство детей сидит на сухом пайке — перекусывают бутербродами, а запить еду достаточным количеством жидкости забывают. Для энергетического обмена это просто катастрофа, ведь без воды он осуществляться не может. Когда ее не хватает, нарушается доставка к клеткам биологического топлива — кислорода, организму не удается активно вымывать шлаки из тканей. Все это затрудняет выработку энергии и способствует упадку сил. Важно, что именно пить. Имейте в виду, стакан чая или сока — совсем не то же самое, что стакан воды! Полнее всего детский организм усваивает жидкость из минералки без газа и зеленого чая. Другие напитки обычно содержат сахар, кофеин, различные добавки, которые ухудшают усвоение жидкости. А за счет мочегонного эффекта они могут даже усилить жажду и обезвоживание. Например,250мл зеленого чая эквивалентны 230мл воды,250мл черного или травяного чая — 150 мл воды,250 мл сладкой газировки -150 мл воды. 
   Кофе лучше заменить на какао. Это только кажется, что кофеин, имеющийся в кофе, помогает взбодриться. Поначалу он действительно возбуждает нервные клетки, но почти сразу истощает их. Кофеин учащает дыхание, заставляет сердце работать в усиленном ритме, увеличивает нагрузку на почки, стимулирует избыточную секрецию желудочного сока. Короче, заставляет организм работать буквально на износ. Зато горячее какао воздействует на нервную систему мягко благодаря содержащемуся в нем магнию и теобромину. Напиток быстро восстанавливает силы, снимает стресс, утоляет голод. 
   Детям необходимо много двигаться. Физические упражнения заряжают энергией. Ребятам 11 -15 лет положено за день преодолевать до семи километров — пешком, бегом, вприпрыжку. Причем около трех из них — за ту часть дня, что они находятся в школе. Так что родительский комитет должен противодействовать любым попыткам администрации ввести на переменах чинное хождение вдоль стеночки — лучше пусть организует подвижные игры в спортзале. 
   Научите ребенка вовремя отключаться. Достаточно просто закрыть глаза, чтобы головной мозг перешел в режим восстановления. Делая такие 3-5-минутные паузы по мере необходимости, школьник будет уставать значител ьно меньше. А японские ученые предлагают в качестве экстренной меры по борьбе с усталостью усаживать детей на 5-10 минут в позу «кучера на дрожках». Глаза закрыты, голова свешивается на грудь, плечи и руки опущены. 
  Не позволяйте сыну или дочери учить уроки и одновременно слушать плеер, смотреть телевизор, беседовать с одноклассником по телефону. Попытка выполнять несколько дел одновременно ведет к сильному информационному стрессу, истощающему нервную систему. 
  Обучите точечному массажу, возвращающему бодрость. Пусть ребенок зажмет мизинец правой руки между большим и указательным пальцами левой, а кончиком большого пальца сильно надавит и интенсивно разомнет среднюю часть мизинца. Полезно также разминать между подушечками большого и указательного пальцев мочки обоих ушей одновременно. 
   Воспользуйтесь тонизирующими запахами. Ароматерапия может помочь, если домашним заданиям не видно конца, а ребенок плохо соображает от усталости. Плотно закройте окна и двери, налейте немного воды в аромакурительницу, зажгите под ней специальную свечку, капните в воду несколько капель одного или 2-3 эфирных масел, вызывающих прилив сил. Подойдет масло базилика, вербены, левзеи, гвоздики, иланга-иланга, имбиря, иссопа, корицы, ладана, мелиссы, мирта, можжевельника, мяты, нероли, туи, чабреца или шалфея. Первый сеанс — 10 минут. Далее увеливайте время до получаса. 
  Есть ли у ребенка школьная усталость?
  Ученик выглядит вялым, апатичным? Стал хуже учиться, не может исправить не удовлетворяющие его оценки? Отказывается от завтрака перед школой? Потерял в весе? Часто жалуется на головную боль? С трудом засыпает вечером, несмотря на усталость, беспокойно спит? Пытается прикорнуть днем? Выглядит рассеянным, подолгу не может сосредоточиться на домашнем задании? Часто болеет? Хуже запоминает материал из учебника и стихотворения, которые надо знать наизусть? Быстро истощается, часто плачет или, напротив, делается чересчур активным, неуправляемым, агрессивным, грубит и огрызается?
   От 1 до 3 баллов — легкая степень. 
  Школьная усталость еще только начинает ощущаться, так что постарайтесь сразу же пресечь ее. Давайте ребенку поливитаминные комплексы, следите, чтобы он проводил 2-3 часа в день на свежем воздухе и хорошо высыпался. Чувствуете, что силы у школьника на исходе? Устройте ему по возможности выходной среди недели, пусть он проведет его за городом. 
  От 4 до 6 баллов — средняя степень. 
  Оставьте ребенка дома на 3 дня — ему необходима передышка! Давайте для бодрости свежевыжатый апельсиновый сок, зеленый чай и настой шиповника. Готовьте утром каши (они энергоемки) и обязательно предлагайте фрукты — одно яблоко, банан, два мандарина. Соблюдение режима питания в целом способствует синхронизации биоритмов. 
   От 7 до 10 баллов — тяжелая степень. 
  Покажите ребенка педиатру и детскому неврологу! Если не оказать ему помощь сейчас, усталость может послужить толчком для формирования невротических реакций, гастрита, дискинезии желчевыводящих путей, дистонии и других заболеваний, а также привести к обострению уже существующих патологий. 
  По материалам журнала "Здоровье школьника".

 

Интернет и дети

 

 Компьютер и интернет-технологии прочно вошли в современную жизнь, серьезно изменив ее. Особенно это касается  детей. Традиционные забавы, занятия, игрушки все чаще уступают место виртуальным. Дети активно переписываются на форумах и в чатах со знакомыми из самых отдаленных городов России и даже из-за границы, но порой не знают, с кем выйти погулять во двор. Самое страшное наказание для детей во многих современных семьях — лишение доступа к компьютеру.
   Часовые просиживания у монитора и связанные с этим падение остроты зрения, проблемы с осанкой и здоровьем в целом тревожат и огорчают. Но потому-то новые технологии и завоевывают мир, что несут с собой не только минусы, а и множество плюсов. Доступность обучающей, развивающей информации, широкие возможности полезного общения — все это тоже способен дать Интернет. Как же устроить все таким образом, чтобы дети получали из Сети только хорошее, избегая опасностей? И что нужно сделать, чтобы ребенок не ушел с головой в виртуальный мир, забыв о реальном? 
 
   Хотят ли родители того или нет, реалии таковы: основное пространство для игр и общения современных детей — Интернет. Сегодня школьнику, чтобы быть успешным среди ровесников, уметь поддерживать с ними разговор, достаточно преуспеть в онлайн-играх. Но пользование Интернетом и интернет-зависимость — разные вещи. По сути симптомов зависимость от компьютера или Интернета мало чем отличается от других, допустим, алкоголизма. Ребенок, лишенный любимого удовольствия, становится нервным, агрессивным, требует включить ему компьютер или Интернет. Он не может переключиться на другие виды деятельности, привязан к компьютеру, как к живому организму, и не мыслит себя без него. Он страдает, тоскует, плохо ест и спит, не может сосредоточиться. Налицо невроз. 
 
   Но зависимость не возникает в один день. И не всякий ребенок, сидящий в Интернете или за компьютерными играми, попадет в такую ловушку. В группе риска — дети с «глухой» эмоциональной ситуацией в семье, недополучающие родительского внимания. Бывает так: мама и папа — приличные, образованные люди, но главным в их жизни стала работа, а их дом превратился в «общежитие», где члены семьи приходят в себя после работы — и все! Нет общих семейных дел, традиций, эмоциональные связи разорваны. Такие родители и сами не знают, что они будут делать вечером со своим сыном, если он не будет играть в танки-онлайн. Поэтому борьбу с интернет-зависимостью детей родители должны начинать с себя, с оздоровления своей семьи. Там, где есть любовь, взаимопонимание, искренность, ребенок не станет интернетзависимым.
 
   Еще одна беда современных семей — когда ни дети, ни родители не знают, что такое самодисциплина, что такое «нельзя». Отсюда диалоги: «Выключи компьютер» — «Ага, сейчас», и это «сейчас» длится часами. Мы не рождаемся с правилами в голове, мы учимся им на примере близких, в ходе длительной социальной «дрессуры». Ограничивать время общения с компьютером — нормально и необходимо, даже если ребёнок сопротивляется этому. Родители должны интересоваться, на каких сайтах бывают их дети. Очень часто электронная почта, которую дети указывают при регистрации на игровых сайтах, попадает в рассылки мошенников и извращенцев. Естественно, контролируя, родитель должен уважать своего ребенка как личность. Поэтому не стоит устраивать внезапных «карательных» мероприятий. Вообще, чем больше правил обговаривается, обсуждается в семье, тем лучше.
 
   Оградить ребенка от негативного влияния Интернета можно лишь одним способом: научить его определять качество контента, то есть того информационного содержания, которое ему предлагается в Сети. Здесь нам, несомненно, помогут такие школьные и вузовские дисциплины, как медиаобразование и медиакритика. Информационное общество, а мы стремимся к таковому, предполагает наличие у члена этого общества медиаграмотности — способности к правильному восприятию и оценке информации. В общем, нужно научить ребенка отделять зерна от плевел, а не закрывать все подряд сайты. Жесткая система контентной фильтрации способна оградить детей от сомнительных сервисов, услуг, сайтов, если они заходят в Интернет со школьного компьютера. Прокуратура периодически проверяет школы, насколько они бдительны в этом вопросе. Министерство образования обновляет рекомендуемые «белые» списки сайтов. Но отфильтровать весь Интернет невозможно. Проще говоря, ребенок со школьного ПК не должен и не может открыть сайт, где есть слова «наркотики», «терроризм» и тому подобное. Однако он легко может сделать это со своего мобильного устройства или домашнего компьютера. Наш мир таков, что проще запретить самих детей, нежели профильтровать Интернет и выбросить оттуда все лишнее и негативное. Поэтому и родители, и педагоги должны не столько отгонять детей от компьютера — без него в современном мире не обойтись, сколько помогать детям овладевать информационной культурой.
 
   Сколько времени в день можно проводить детям за компьютером?
 
   7-11 лет — не более 1 часа, 
 
   12-16 лет — не более 2 часов.

 

Что нужно знать о сколиозе

 

Сколиоз – это не сутулость. Это сложное искривление позвоночника. Есть дети, которые с этим рождаются, но у большинства заболевание развивается в периоды бурного роста: первый пик приходится на 6–7 лет, второй – на переходный возраст.
    Почему у одних детей спина остаётся прямой, а у других развивается это заболевание, науке пока до конца не ясно. Например, считается, что причиной сколиоза может быть и слабое развитие мышц (они плохо поддерживают позвоночник, и деформации гораздо легче перейти в наступление). Развитию заболевания способствуют длительные неправильные позы (ребёнок любит сидеть, поджав под себя ногу, смотреть телевизор, развалившись в кресле), нарушения осанки и так далее. Учёные выдвигают версии и о том, что предрасположенность к сколиозу высока при эндокринных нарушениях, заболеваниях желудочно-кишечного тракта, что также ослабляет мышцы спины.
    Есть научные данные, что сколиоз может передаваться по наследству. Американские учёные обнаружили ген, который встречается у детей с идиопатическим (не вызванным травмой, мышечной слабостью или другими заболеваниями) сколиозом. По мнению специалистов, ген отвечает за соответствие быстрого роста костей и их плотности. При мутации гена нарушается это важное соотношение, в результате развивается заболевание.
    Но какими бы ни были причины, которые могут вызвать деформацию позвоночника, последствия всегда печальны. Просто нарушение осанки представляет собой видимые изменения скелета без стойкой фиксации позвонков в неправильном положении, не влекущие за собой функциональных нарушений работы других органов и систем. Сколиоз же характеризуется стойкими изменениями на уровне тканей и фиксации позвонков в определённом положении с формированием так называемых «сколиотических дуг».
   Именно поэтому окончательный диагноз может поставить только врач после проведения диагностики. Искривление вызывает неравномерное давление на межпозвоночные диски, они начинают сдвигаться в сторону, где оно ниже, и асимметрия тела увеличивается. А это уже далеко не эстетическая проблема. Смещённые диски сдавливают окружающие их нервные корешки, кровеносные сосуды, что подстёгивает новые «непорядки». При сильных искривлениях позвоночника возможны нарушения работы лёгких, сердца и других внутренних органов.
   Риск развития сколиоза выше у детей, имеющих два типа нарушения осанки. Первый – это «плоская спина». Её симптомы – плечи у ребёнка обычно опущены, лопатки выступают, как «крылышки». Поясничный и грудной изгибы позвоночника уменьшены, живот втянут. Второй тип нарушения – сколиотическая осанка. Плечи и лопатки у школьника ассиметричны. Позвоночник слегка отклонён от вертикальной линии в ту или иную сторону, живот выпячен. В чём отличие этих симптомов от проявлений истинного сколиоза? В положении лёжа на животе или по стойке «смирно» отклонения исчезают. Но тем не менее это серьёзный повод для неотложного обращения к ортопеду.
   Как вовремя заметить первые признаки сколиоза у ребёнка? Начните с экспресс-осмотра дома. Проводить его лучше вечером, потому что с утра мышцы спины не успели устать и «держат» позвоночник – небольшое искривление практически незаметно. Чтобы правильно провести осмотр, попросите сына или дочь раздеться и встать ровно – пятки вместе, руки вдоль туловища. Внимательно осмотрите позвоночник от затылка до копчика. Отростки шейных позвонков и копчик должны быть на одной вертикальной линии. Лопатки – на одном уровне, симметричными и одинаково выпуклыми. Что-то не так? Не тяните с визитом к врачу-ортопеду. Чтобы поставить точный диагноз, он назначит рентген позвоночника в нескольких проекциях – стоя и лёжа. Именно это исследование позволяет установить степень сколиоза.
   Что такое степень сколиоза? Популярно говоря, это показатель, определяющий угол отклонения позвоночника от оси. Существуют 4 степени сколиоза: третья и четвёртая – тяжёлые формы заболевания. Например, при четвёртой степени болезни искривлённый позвоночник мешает нормальной работе внутренних органов. При третьей степени происходит нарушение формы грудной клетки, растёт горб. Больной ребёнок не может держать туловище вертикально. При второй степени сколиоза плечи и лопатки расположены несимметрично, кроме того, у некоторых детей появляются боли в спине. А вот симптомы первой степени малозаметны.
   Это минимум информации, который обязательно должны знать родители. Потому что сколиоз, особенно в подростковом возрасте, может быстро прогрессировать. За считанные месяцы он может «перескочить» на следующую ступень и даже привести ребёнка к инвалидности. Так что чем раньше будет поставлен точный диагноз и назначено лечение, тем больше шансов, что деформацию позвоночника удастся остановить или хотя бы затормозить.
   На ранних стадиях заболевания (1-я степень и начало второй) назначается лечебная физкультура (на первых порах обязательно с инструктором), а также массаж, физиотерапия, грязелечение, которые позволяют усилить активность мышц (это важно для поддержки позвоночника). Если угол искривления позвоночника более 20°, врач может порекомендовать ношение специального корректирующего корсета, который изготавливают индивидуально, снимая гипсовый слепок, и по мере роста ребёнка меняют на новый. При тяжёлом сколиозе используют хирургические методы лечения. В этом случае устанавливают механические приспособления, корректирующие кривизну позвоночника.
   И вот ещё что очень важно. Нередко ребёнку необходима и помощь психотерапевта, так как дети тяжело переживают насмешки сверстников над своим физическим недостатком.
   4 правила для красивой осанки. 
    Периодически проверять уровень кальция в организме ребёнка. Можно сдать анализ крови, но лучше провести специальное исследование – денситометрию. Если обнаружится нехватка кальция, врач назначит препараты для укрепления костей, и не стоит отказываться от витаминных комплексов. 
    Рабочее и спальное место ребёнка нужно обязательно правильно оборудовать. Стол и стул должны соответствовать его росту, спать нужно не на поролоновом диване, а на жёстком ортопедическом матрасе и плоской подушке. 
   Не допускайте перегрузок позвоночника – школьник не должен носить тяжёлый ранец. Если ребёнок занимается в спортивной секции, договоритесь с тренером, чтобы он тщательно контролировал физические нагрузки своего подопечного. 
  Приучите ребёнка самостоятельно контролировать свою осанку. Для выработки этого навыка и укрепления мышц спины врачи рекомендуют обязательно заниматься специальной гимнастикой.